МБОУ "Явасская СОШ"Вторник, 21.11.2017, 10:56

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Кочеткова Елена Ивановна | Регистрация | Вход
Меню сайта

Представление педагогического опыта

Кочетковой Елены Ивановны,

учителя математики МБОУ «Явасская СОШ»

 Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия.

 

Тема: «Формирование у обучающихся алгоритмического мышления.

Обучение умению действовать по имеющимся математическим алгоритмам и конструировать новые,

использовать умение мыслить алгоритмически при решении практических жизненных задач».

 

Актуальность

Актуальность выбора данной проблемы обусловлена предстоящей работой над формированием универсальных учебных действий обучающихся по математике в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (5-9 классы)

Перспективность

Перспективность данного опыта заключается в том, что алгоритмический способ мышления позволяет принимать оптимальные решения в любой сфере человеческой деятельности в том числе в современном обществе алгоритмическое мышление необходимо для профессиональной деятельности. Навыки планирования, привычка к точному и полному описанию своих действий помогают школьникам разрабатывать алгоритмы решения задач самого разного происхождения.

Условия формирование

опыта

На формирование опыта повлияли следующие факторы:

  • многолетние наблюдения за обучающимися 5-9 классов, испытывающих  затруднения при выборе правильного хода решения уравнений, неравенств и текстовых задач разных типов и видов;
  • взаимопосещение уроков коллег с целью изучения опыта преподавания математики;
  • изучение методической литературы по данной теме
  • курсы повышения квалификации
  • участие в работе межшкольных учебно-методических объединений

Теоретическая база

-         Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 классы).

-         Концепция развития математического образования в Российской Федерации

-         Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта основного общего образования и среднего (полного) общего образования

-         Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

-         Дональд Эрвин Кнут (американский учёный, эмерит-профессор Стэнфордского университета , преподаватель и идеолог программирования) книга «Алгоритмическое и математическое мышление»   http://kuchaknig.ru/

Технология

 опыта

  1. Обучение умению составлять алгоритмы начинаю с формирования у обучающихся навыка определения темы урока и формулирования целей урока. Делая это на каждом уроке в 5 классе, обучающиеся достаточно уверенно формулируют тему и определяют основную цель урока, используя алгоритм: что - для чего - каким способом.
  2. При объяснении нового материала обращаюсь к обучающимся с просьбой помочь решить поставленную проблему, применяя имеющиеся знания и используя различные способы и приёмы решения, даже если они ошибочны. Коллективное решение проблемы позволяет прийти к истине. По завершении объяснения устно или письменно коллективно составляем алгоритмы, например:
  3. упрощение выражений способом разложения на множители, группировки и вынесения общего множителя за скобку, с помощью формул сокращённого умножения;
  4. решения уравнений,  определяя его  вид или тип
  5. решения текстовых задач (имеется в наглядном приложении)
  6. исследование функции
  7. определение критических, стационарных  точек и точек экстремума функции.

и прочие алгоритмы, необходимые для работы на уроках.

  1. Для лучшего усвоения формул сокращённого умножения обучаю детей составлению и использованию так называемых «конструкций», например   или , подставляя в которые заданные выражения достаточно просто запомнить алгоритм использования формулы.
  2. Используя  фотокамеру мобильного телефона все обучающиеся имеют возможность создать свою коллекцию необходимых только ему алгоритмов, фотографируя алгоритм, записанный в тетради или выполненный учителем на доске в ходе объяснения материала.

     Необходимость составления алгоритмов объясняю детям, приводя в пример  ежедневный опыт человека,  многократно решающего простые житейские задачи. Например, задачи для школьника: Какой дорогой пойти домой? С какого урока начать выполнение домашней работы?  Как рационально  использовать время? и т. д. Для решения любой из перечисленных задач необходимо  составить верный алгоритма действий иными словами – математическую  модель поведения. Я считаю, что жизнь любого человека есть не что иное, как множество тех или иных алгоритмов и если алгоритм составить верно, то велика вероятность получения положительного результата своих действий. Математика позволяет увидеть это достаточно наглядно при решении заданий различного рода.

     К  моменту перехода обучающихся в среднюю школу многие дети достаточно свободно самостоятельно составляют алгоритмы-подсказки при изучении нового материала и используют имеющиеся алгоритмы. Для лучшего запоминания алгоритмов стараюсь проводить аналогии с повседневной жизнью, например при изучении свойства логарифмов провожу аналогию с «конструкцией» крыши дома ; при изучении стационарных точек, их название запоминаем по аналогии со стационаром (больница, неподвижный);  при изучении графика функции с модулем вид графика дети запоминают как птицу-галку, изображаемую на детских рисунках и т. д. Такой метод так же является алгоритмом запоминания.

Анализ результативности опыта

Год

Уровень

Мероприятие

Участники

Результат

16.11.2013

Межрегиональный

 

Отборочный тур XXII Межрегиональной олимпиады школьников по математике «Саммат -2014»                 для обучающихся 6-11 классов общеобразовательных организаций

Пикин Валерий

Участие

15.01.2015

Межрегиональный

Математический тур XXI Межрегиональной физико-математической олимпиады школьников, проводимая  заочным физико-математическим лицеем «Авангард»   г. Москва

Сиркин Владмимир

Сертификат участника,

Похвальная грамота за отличные результаты

12.2105

Муниципальный

Всероссийская олимпиада школьников

Пикин Валерий

Участие

11.2015

Муниципальный

Всероссийская олимпиада школьников

Акмаев Роман

Участие

 

10.2015

Школа

Всероссийская олимпиада школьников

Акмаев Роман

1 место

Результатами  опыта  так же является:

  • увеличение количества обучающихся, способных самостоятельно составлять  алгоритмы для выполнения заданий и действовать по алгоритму
  • наблюдается стабильность в результатах обучения на протяжении пяти лет:  100% уровень  обученности,  усреднённое значение уровня качества знаний  - 36,44 % (7б-11б), 32,3% (5б-7б)
  • результаты ЕГЭ-2012 г: средний балл – 55,6 (по Зубово-Полянскому району 58,89, по РМ – 57,72)
  • результаты ГИА-9 2014 г.: 9б класс обученность 100%, качество знаний – 77%

Трудоемкость

 опыта

Трудность данного опыта состоит непосредственно в продумывании алгоритмов: содержание, лаконичность, простота восприятия и удобство запоминания. А так же необходимо продумать ход объяснения материала для того, чтобы обучающиеся составили необходимый алгоритм аналогичный тому, что продумал учитель.

Адресность

 опыта

Может использоваться как начинающими учителями, так и педагогами с высокой планкой мастерства при обучении детей в основной и средней школе. Используется на уроках изучения нового материала для коллективного или самостоятельного составления алгоритма и на уроках-закрепления как алгоритм-подсказка.

           

 

 

 

 

Форма входа

Календарь новостей
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Поиск

Друзья сайта



Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz
Меню сайта