МБОУ "Явасская СОШ"Четверг, 19.10.2017, 04:44

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Овчинников С.В. | Регистрация | Вход
Меню сайта

Представление педагогического опыта

учителя биологии

МБОУ «Явасская СОШ»

Овчинникова Сергея Викторовича

 

Тема опыта « Использование проблемных и творческих заданий

на уроках биологии  в 5-11 классах»

Актуальность

Актуальность выбора данной проблемы диктуется потребностями практики, поскольку школа должна выпускать людей творческих, способных самостоятельно приобретать новые знания и применять их в изменяющихся условиях современной действительности.

Перспективность

Использования проблемных и творческих заданий на уроке обусловлено тем, что в современных условиях обучения обостряются следующие противоречия:

- учащиеся имеют прочные знания, но применить их не могут;

- дети общительны, а задавать вопросы не умеют.

Данная методика учит детей «не сидеть, сложа руки», не быть пассивными слушателям, а самим включаться в работу. В этом развиваются очень важные качества - умение слушать других и высказывать свои мнения, версии, проговаривать алгоритм действий, терпимость и уважение к чужому мнению, стремление к поиску решений.

Условия формирование опыта

Современный учебно-воспитательный процесс сложен, многогранен, требует вдумчивого изучения и постоянного развития. Настоящее время – период активных поисков такой организации образовательного процесса, который бы позволил наиболее успешно решать проблемы обновления народного образования, обеспечивающий повышения качества химической подготовки обучающихся.

Я подошелкидеи построения учебного процесса на базе исследовательской, поисковой деятельности, речь идет о построении учебного процесса как исследования, как базы для формирования познавательных компетенций в будущем.

Теоретическая база

  • Якушина Е.В. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС. //http://www.menobr.ru/products/1342/
  • и литературные источники:
  • Махмутов М.И. Организация проблемного обучения/ М. : Педагогика. 1977
  • Максимова В.Н. Проблемный подход к обучению в школе. Методическое пособие по спецкурсу / Л. 1973
  • Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики / М. : Педагогика. 1980

Технология опыта

Проблемные и творческие задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих обучающихся. Поставив обучающегося в проблемную ситуацию, интересную для всего класса, я получаю возможность «растормозить» механизм его мышления. Включение обучающихся в ходе проблемного занятия в формулирование проблемы, выдвижение гипотез по её решению – углубляет интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины:Факт→ гипотеза → теория → знание (истина)

Делая предположение, мы обычно используем следующие слова: «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что если…»

Предлагаемые проблемно-творческие задачи расширяют представления обучающихся о биологической сущности легенд и суеверий различных народов.

 

Например: Почему  считалось, что ведьмы для приготовления летучей мази и наведения порчи использовали беладонну?

Информационная подсказка. Смертоносная белладонна – ценное лекарственное растение, но в фольклорной традиции оно пользуется очень нехорошей репутацией, поскольку чрезвычайно ядовито, да к тому же и растет часто на руинах. Съевшего ее  да и выпившего ее отвар человека чаще всего ожидал летальный исход. Биологическая активность белладонны определяется алкалоидами: атропином, скополамином  С12 Н21NО4.

 

Моя задача – направить изучении учебного материала по биологии путем ухода от прямого, однозначного ответа на вопросы учеников, от подмены их познавательного опыта своим опытом.

Результативность опыта

Я использую проблемные и творческие задания на своих уроках и элективных курсах на протяжении двух лет и результатом такой деятельности является:

-снижение количества обучающихся, работающих на репродуктивном уровне и увеличение количества обучающихся, способных выполнять задания творческого и исследовательского характера;

- наблюдается тенденция роста качества знаний обучающихся за 2 года с 44,8% до 52% по итогам внутренних административных работ при 100% уровня обученности;

- максимальное использование самостоятельности обучающихся в добывание знаний и овладение способами действий обеспечило рост их учебных и исследовательский достижений:

  • призеры Всероссийской олимпиады школьников на муниципальном и районных этапах (обучающиеся 11 к класса:Байкина М. заняла на муниц. этапе 1 место,; Абанина Е. заняла на муниц. этапе 3 место; обучающиеся 9 б класса: Мартышкина Д. заняла на муниц. этапе 1 место; Жаткина Д. заняла на муниц. этапе 2 место)
  • победитель IVмуниципальной научно-практической конференции «Первые шаги в науку»(Козабаранов Роман)
  • ежегодное участие в всероссийском заочном конкурсе «Человек и Природа»

Данной проблеме посвящен ряд моих выступлений:

  • 19 августа 2015 Заседание республиканской Школы молодого педагога «Моя инициатива в образовании»

Доклад «Проблемно-творческие задания на уроках химии и биологии»

Трудоемкость опыта

Трудности возникают при подготовке и разработке проблемных и творческих заданий.

Для реализации проблемных и творческих заданий на уроках необходимо выполнение ряд условий:

– отбор центральных проблем в системе обучения;

– определение особенностей проблемных заданий в разных видах учебной работы;

– построение оптимальной системы проблемных заданий, создание учебных и методических пособий и руководств;

– личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать познавательную деятельность детей.

Адресность опыта

Использование проблемных и творческих заданий целесообразно на уроках, на которых применимы исследовательские и творческие задания, к этой группе можно отнести все классы и предметы на любой степени обучения.

 

Форма входа

Календарь новостей
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Поиск

Друзья сайта



Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz
Меню сайта