МОУ "Явасская СОШ"Вторник, 21.11.2017, 10:59

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории каталога
Работы учителей [115]
В данном разделе размещены разработки уроков, презентации к ним, статьи и тд.
Работы учащихся [22]
творческие проекты, сочинения, презентации, игры и др.

Главная » Файлы » Работы учителей

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
[ ] 13.11.2014, 22:58

ПУБЛИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

учителя начальных классов МБОУ «Явасская СОШ» Калачевой С.В.

 

 

Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

«Проектно-исследовательская  работа в начальных

классах  как метод способствующий  актуализации

знаний, умений и навыков младших школьников,

их практическому применению  во взаимодействии

с окружающим миром» 

1.

Актуальность и перспективность опыта

   Происходящие изменения в общественной жизни государства требует развития новых педагогических технологий, творческой инициативы, навыков самостоятельности, формирования универсального умения, решать возникающие проблемы.

    С 2009-2010 учебного  года я работаю по развивающему УМК «Планета знаний»,  педусматривающего проектно- исследовательскую деятельность.  

 Проектно-исследовательская деятельность: личностностно ориенирована; увлекает  работой по мере ее выполнения; позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах, учит учиться на собственном опыте, приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда. Именно поэтому меня и заинтересовала данная проблема.

  Актуальность данной проблемы обусловлена  современными требованиями  развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС). 

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить учеников  мыслить, проводить наблюдения, эксперементировать, исследовать, самостоятельно приобретать знания и применять их  в практической деятельности.

 

2

Условия формирвания

опыта

 Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи активно учитывает УМК «Планета знаний», объективно требуя  качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение по УМК «Планета знаний»развивает, обогащаетребёнка знаниями и  формиует познавательные интересы.   
   Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Данный комплект направлен на развитие  познавательного интереса, так как включает  проектно-исследоваельскюу  деятельностью по всем предметам.  Это  активизирует  младшего школьника в различных видах его деятельности.  

 

3

Теоретическая база  опыта

   Теоретическую основу опыта составляют:

1)Труды отечественных и зарубежных педагогов-классиков, а также современных педагогов-учёных. История метода проектов связана с именами Д. Дьюи, В. Килпатрика, Э. Коллингса, а в отечественной педагогике - с именами С. Т. Шацкого, И. Ф. Свадковского. Обоснование современного метода проектов базируется на научных идеях В. В. Гузеева, М. Кноль, М. А. Петухова, Г. К. Селевко, И. С. Якиманской и др. Теоретические положения педагогического проектирования разрабатывали Е. С. Заир-Бек, И. А. Зимняя, Т. М. Кауда, Н. В. Матяш, И. Д. Чечель. Возможности проектной деятельности в образовательном процессе современной школы изучали С. И. Горлицкая, И. А. Зимняя, А. П. Зольников. Е. Н. Киселёва, И. Ю. Малкова, Н. В. Матяш, Н. Ю. Пахомова, Е. С. Полат, К. Н. Поливанова. Предметом внимания в педагогических исследованиях являются: структура и содержание проектной деятельности (В. А. Кальней, Т. М. Матвеева, Е. А. Мищенко, С. Е. Шишов); опыт использования проектной деятельности в начальной школе и способы её организации (А. В. Горячев, Е. Н. Землянская, М. А. Биржева, И. М. Конышева); возможности проектирования как средства деятельностного познания (Н. А. Краля, А. Ю. Кравцова, Н. Б. Крылова, А. М. Новиков, Н. Ю. Пахомова, И. Д. Чечель); как формы учебного сотрудничества (B.C. Кузнецов, Г. В. Макотрова, И. А. Кудрова, М. М. Фирсова); творческие проекты как средство интеграции и дифференциации образования (В. Д. Симоненко, Н.В. Матяш, Е. С. Полат, М. Б. Павлова). Данные исследований М. А. Биржевой, Е. Землянской, В. А. Кальней, Н. Б. Крыловой, Н. М. Конышевой, Е. В. Мальцевой, А. И. Савенкова, П. В. Середенко, Н. А. Семёновой, С. Е.

2)Концепция УМК «Планета знаний » (под общей редакции И.А. Петровой)

  Предметное содержание и структура  УМК «Планета знаний» соответствуют требованиям нового Государственного стандарта начального общего образования, базируются на Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), современных педагогических технологиях, общей концепции самого учебно-методического комплекта.                                                    3)Программы по учебным предметам 1-4. УМК «Планета знаний»Собраны все методические указания: формы организации уроков, методы и приёмы подачи  и контроля изученного материала

4)Интернет сайт: planetaznaniy.astrel.ru

4

Технология

опыта

 Шестой  год   я  работую по УМК «Планета знаний», сделала один  выпуск. Вданный момент работаю во втором классе нового набора.  Серьёзно заниматься проблемой: «Проектно-исследовательская  работа в начальных  классах  как метод способствующий  актуализации знаний, умений и навыков младших школьников, их практическому применению  во взаимодействии с окружающим миром» меня  подтолкнула  концепция   «учения  через деятельность», которую  предложил американский ученый Д. Дьюи.  Основные принципы его системы: учет интересов учащихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание - следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество.

    Чтобы обеспечить всестороннее развитие школьников, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности и постепенно расширяющихся отношений - от отношений в классе и до включения в общественно-политическую жизнь взрослых. Методика проектной работы предполагает коллективную, групповую работу учащихся под руководством педагога, который выступает как консультант, в результате чего образовательный процесс демократизируется, увеличивается ответственность каждого участника за свою часть работы. Таким образом, решается коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполняют совместную работу, но учатся деловому творческому общению. Главная цель проектной деятельности – разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся. Работая над проектом, учащиеся имеют максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создается с таким расчетом, что при ее решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных, музыкальных, артистических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными, и талантливого ребенка можно попросту "не заметить". Обязательная задача  при работе над проектом – дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость выполнения общего дела.
Я  определяю проектно- исследовательскую деятельность учащихся как творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения.

      Кроме того пректно-исследовательская деятельность успешно сочетает в себе принципы трех основных подхо-

дов:

1) компетентностно-деятельный подход к обучению

  • личностно-ориентированное обучение
  • технология  развивающего обучения 

Проектно-исследовательская деятельность позволяет формировать ключевые  компетенции, т.к. учащиеся боль-

шую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке сво-

ихдействий, общению и деятельности в целом. В процессе работы с проектами формируются:

       -ценностно-смысловая компетенция (определяет

сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и пони-

мать    окружающий мир)

   -учебно-познавательная компетенция (включает

 себя элементы логической, общеучебной деятельности.

Сюда входят знания и умения по сравнению, классифи-

кация объектов по одному или нескольким крите-

риям, решение учебных задач по заданным алгорит-

мам, творческое решение практических заданий).     

  -информационная компетенция (формирует

умения самостоятельно искать и анализировать необходи-

мую информацию)

          -коммуникативная компетенция (включают

знание способов взаимодействия с окружающими людь-

ми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе)

   Учителю отводится  управленческая роль в организации учебного процесса.

Таким образом, использование проектной деятельности  в обучении  является средством расширения возможности школьного образования, проводником инновационных идей, способом методического обогащения педагога и повышения качества обучения.

5.

Анализ результативности опыта

Наличие победителей и призёров муниципального и республиканского уровня

 

Муниципальный уровень

 

2011год : 3 первых места

2012 год: 3 первых места

2013 год: 2 первых места

2014год:  3 первых места, 1 второе

 

Республиканский уровень

 

2011 год: 3 место

2013 год: 1 место

2014 год: 1 первое место, 1 второе место

 

(справка прилагается ниже)

 

6.

Трудоёмкость  опыта

Работа над проектами с детьми младшего школьного возраста связана с определёнными трудностями: 
- низкая техника чтения, что затрудняет работу с большими объёмами информации;
- ребята с трудом могут самостоятельно выбрать главную, значимую информацию;
- не всегда получается аккуратно оформить продукт своей деятельности;

-не хватает времени, отводимого  на проекты и исследования в учебной нагрузке;

- недостаточно условий для проведения исследований.

7.

Адресность

опыта

 Работу  по пректно-исследовательской деятельности рекомендую использовать не только педагогам с высокой планкой мастерства, но и начинающим педагогам. Всем кому близка китайская народная мудрость:

«Скажи мне - и я забуду.

Покажи мне — и я запомню.

Вовлеки меня — и я научусь.»

 

8.

 

Наглядные приложения 

 

  1.Видеозапись проведённого урока

  2.Видеозапись защиты исследовательской работы

  3.Фотографии

 

 

Информацию удостоверяю

Директор МБОУ «Явасская СОШ»_______________/Л.С.Михайлова/

 

Категория: Работы учителей | Добавил: school-yavas
Просмотров: 205 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта



Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz