МОУ "Явасская СОШ"Среда, 20.09.2017, 12:22

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории каталога
Работы учителей [115]
В данном разделе размещены разработки уроков, презентации к ним, статьи и тд.
Работы учащихся [22]
творческие проекты, сочинения, презентации, игры и др.

Главная » Файлы » Работы учителей

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Сыркиной Татьяны Михайловны
[ Скачать с сервера (112.5Kb) ] 02.02.2014, 23:03

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Сыркиной Татьяны Михайловны

 

I. Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).

В МОУ «Явасская СОШ» я пришла работать в 1990г. До этого год занималась преподавательской деятельностью со студентами в Зубово-Полянском педагогическом училище. Учась, а затем и  работая рядом талантливыми педагогами Шипицыной  В.П., Прохоровой М.К., Лесных Г.П., Прохоровым А.А,  Качаловой А.И. впитывала их талант, знания, умения обучать и воспитывать детей творчески и с «огоньком».  С 2007 учебного года стала осваивать развивающую программу УМК «Перспективная начальная школа», которая подсказала мне основное направление  педагогической проблемы, над которой я стала работать – «Активизация познавательной деятельности учащихся с помощью различных форм и методов на уроках в начальной школе».

       Важно, что ни к одному предмету не прилагаются поурочные разработки, а только даются методические указания к заданиям, упражнениям, видам работ. Я могу конструировать свои авторские модели уроков, интересные для всех учеников, стремясь достигнуть высокого уровня понимания материала учащимися. Вся система сосредоточена на том, чтобы школьники учились активно добывать знания, приобретать умения слушать и слышать, осмысленно относится к своей работе и активно пользовался  разными формами и методами получения  новых знаний. 

Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.

Актуальность данной проблемы обусловлена  современными требованиями   развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС). 

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, применять свои знания в практической деятельности.

 

II. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов).

    Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы.
   Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию.

 

III. Наличие теоретической базы опыта.

    Теоретическую основу опыта составляют:

1)      идеи Г.И. Щукиной, которая отмечает, что идея развития познавательного интереса - ценный мотив учения, идея активизации познавательной деятельности учащихся -  необходимое  условие для воспитания их познавательного отношения к миру;

2)      Концепция УМК «Перспективная начальная школа»( руководитель проекта профессор  Р.Г. Чуракова), которая в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС;

3)      Программы по учебным предметам 1-4. УМК «Перспективная начальная школа» Собраны все методические указания: формы организации уроков, методы и приёмы подачи  и контроля изученного материала

4)      Интернет сайт  www.akademkniga.ru



 

IV. Ведущая педагогическая идея

Ведущая  идея педагогического опыта  заключается в совершенствовании деятельности школьников в процессе  учебной  и внеклассной работы для развития познавательного интереса, логического мышления, формировании творческой активности учащихся, интереса к учению;  желания и умения учиться, освоение основополагающих элементов научного знания  и      опыта его применения и  преобразования в условиях решения учебных и жизненных задач.

Развивая данную идею моей работы, я пришла к выводу, что, обучая детей, я должна:

1)      создавать равные стартовые возможности для всех учащихся;

2)      позволять каждому ученику обучаться и развиваться в силу своих способностей;

3)      развивать всех учащихся и не замедлять темп развития сильных учеников.

  

   V.Оптимальность и эффективность средств.

Эффективными средствами активизации познавательной деятельности включения ребёнка в процесс творчества на уроке  мне позволяют:

-1) учебно-игровая деятельность;

2)  создание положительных эмоциональных ситуаций;

3)  работа в парах; в динамичных парах

4)  работа в группах, в динамичных группах

5)  проблемное обучение;

6) организация работы  научных клубов по предметам;

7) организация работы со словарями;

8) Посещение Музейного Дома;

9)  использование ИКТ.

Остановлюсь на каждом  подробнее.

Учебно-игровая деятельность  Использование сквозного игрового момента на протяжении всего урока, хорошее подспорье для учителя в 1 классе.

  В моей копилке собраны различные сюжетные и предметные аппликации, которые строят ученики на фланелеграфе, давая правильные ответы, выполняя различные задания. 

 Части аппликации прикрепляются на фланелеграф учеником, успешно и быстро справившимся с заданием. И в конце урока перед нами возникает собранная сюжетная или предметная аппликация.

Этот приём помогает учителю удержать внимание учащихся, а ученикам - быть активными весь урок.

 

Создание положительных эмоциональных ситуаций.   Стараюсь с самого  начала урока настроить учеников на плодотворную работу в сотворчестве учитель+ учение, ученик + ученик.  Для этого предлагаю «Улыбнись соседу по парте (учителю)», «Пожми руку и пожелай хорошей работы на уроке», «Вспомни самый интересный момент вчерашнего дня», «Барометр чувств»

  Придуманный мною барометр представляет  полукруг с тремя смайликами человечков: одна – грустная, вторая – спокойная, третья – улыбающаяся и с подвижной стрелкой, которую можно переводить как на часах, выбирая нужное положение.  На первых секундах урока спрашиваю учащихся, с каким настроение каждый пришёл на урок и, обобщая ответы учащихся, фиксирую стрелку в нужном положении. Если у грустной или спокойной «мордочки» остановилась стрелка, то побуждаю детей работать так, чтобы настроение класса улучшилось, если  у радостной –  чтобы оно не испортилось. А в конце урока задаю снова этот же вопрос и «Барометр чувств» работает на итог урока.

 «Шкала успешности» (Стрелка с делениями от 1 до 5)

В конце урока спрашиваю учащихся:

  - Встаньте те, кто считает, что на уроке ему было легко работать, задания не вызывали затруднений и он усвоил новые знания.

   -Встаньте, кому было трудно на уроке, кто постоянно испытывал чувство тревоги.

   -Встаньте те, кто считает, что всё у него получилось выполнить на уроке, что поставленная цель достигнута, и он заслужил оценки «5»…, не всё удалось – «4», … и т. д.

   - Использование правил – пиктограмм.

  В зашифрованном рисунке дети вспоминают правила работы, которые могут действовать на данном уроке. Каждое правило-рисунок нарисовано на отдельном листе. Ими  можно варьировать, опираясь на содержание урока и виды работ на нём.  Правила  в нашем арсенале постоянно прибавляются: нет места коллективным ответам, работа в парах, работа в группах, правило поднятой руки, правило полного ответа, правило «Нуждаюсь в помощи», правил «Могу помочь» и т.д.

Работа в парах; в динамичных  парах.

 В статичной паре ученики (чаще всего за партой)  совместно  решают  поставленную перед ними задачи. Обсуждают её, делают письменные или устные выводы.   В динамичной паре  дети встречаются после того, как учитель проверит  работу первых четверых  учеников. Если работы их качественные, то они выступают в роли учителя и  к каждому из них подходит ещё один ученик, чью работу проверяют теперь они. Если работа правильная, то её обладатель остаётся в роли проверяющего. Происходит смена пары.  Этот приём позволяет быстро и качественно проверить правильность самостоятельного работы.

Работа в группах, в динамичных группах

В статичной группе ученики объединяются  по  (3-5 человек – условие выдвигает учитель)  для решения одной поставленной перед ними задачи. Обсуждают её, делают письменные или устные выводы, выдвигают представителя для отчёта перед всем классом. В динамичной группе дети объединяются для проверки выполненного самостоятельного задания. Они встречаются  по 3 человека, обсуждают выполненное  и расходятся. Если возникает спорный  вопрос, то ученик может примкнуть к другим двум ученикам и проверить правильность своей работы в другой группе учащихся.

Проблемное обучение

 Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения зданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос.  Здесь помогает постановка проблемных вопросов и решение большой проблемы урока сообща.  Я не принудительно привлекаю к деятельности, дети высказывают свои варианты, не боясь ошибки, за которую будут ругать. Ребёнок получает не готовое знание или понятие, а сам «открывает» его в процессе решения проблемы. Здесь возникают партнёрские отношения. Я убедилась, что в этом диалоге знания усваиваются прочнее, я вижу, как они для многих становятся инструментом  саморазвития.

 Организация работы  научных клубов по предметам

    Начиная с 4 четверти 1 класса,  в учебниках есть задания, побуждающие учеников не только выполнить его, но и отправить на проверку в Москву  в научный клуб младшего школьника «Ключ и Заря» (знатоки языка) и «Мы и окружающий мир» (любителей и ценителей природы) дежурной по клубу Светлане. Там работа оценивается с точки зрения правильности и ученику высылается письмо с дальнейшими указаниями. По итогам ряда работ организаторами из центра принимается решение о членстве данного ученика. Ему высылают билет члена клуба индивидуальным номером. Далее переписка может вестись по электронной почте. В дальнейшем члены клуба оказывают помощь учителю на уроке: демонстрируют опыты, выступают с докладами.

Организация работы со словарями

В нашем распоряжении 5 словарей, собранных в одном учебнике «Русский язык 2 част». Это «Обратный словарь» (для организации работы над ошибками и морфемной работы); «Пиши правильно» (словарная работа); «Словарь устойчивых выражений», «Этимологический словарь», «Толковый словарь» (развитие речи учащихся). На уроках окружающего мира и математики в учебниках есть словари терминов, из которых дети узнают смысл и значение новых в их речи слов, встретившихся в параграфе. Работа с источниками захватывает ребят: найти-прочитать - первым рассказать об открытии.

Посещение Музейного Дома

Очень интересно  проходят минутки посещения «Музейного Дома» (уроки русского языка и литературы), где ребята знакомятся с различными жанрами изобразительного искусства, наблюдают, по серии вопросов рассуждают  и даже конструируют (с помощью рамки могут в пейзаже отметить место, позволяющее по жанру определить как портрет или натюрморт).  Межпредметность  программы «ПНШ» помогают развивать воображение и наблюдательность учащихся  и во внеурочной работе на кружке «Музей в твоём классе». Дети с удовольствием рассматривают картины художников разных стран,  описывают, делятся впечатлениями. Весь набор картин в хорошем качестве собран в учебнике по литературному чтению.

Использование ИКТ.

Очень активной формой работы, используемой в своей работе, считаю наличие мультимедиа в классе, которое  мы охотно пользуемся на всех уроках, классных часах и внеклассных занятиях. Данный вид работы очень активизирует работу учащихся, развивает воображение, нагляден для учащихся со слабо развитым воображением

  С учебником «Информатика» приложен диск с развивающими электронными играми. Ученики с интересом выполняют такие домашние задания.

Хрестоматия по окружающему миру содержит электронные сайты. Посетив их, ученики  читают и используют для написания докладов интересующий  материал:

http//www.natura.spb.ru/

http//www.unnaturalist.ru/

http//www.apus.ru/site.xp/057048054124.html

http//www.zoosite.ru/

http//www.superpets.ru/

http//www.apus.ru/site.xp/057048054124.html

http//www.apus.ru/

http//www.biodat.ru/

http//www.zeus.sai.msu.ru/nq/earth/main/

 

Переписка с членами клуба «Ключ и Заря» ведётся по электронной почте

 

VI. Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат,  успехи  и  достижения обучаемых).

  Данная система качественно меняет отношение учителя к ученику, поднимая его на более высокий уровень сотворчества - идти вперёд  и вести за собой детей. Результаты показывают следующее:

  1. Идёт работа над развитием всех учащихся, включая слабых
  2.  Меняется приоритет речи (больше говорят дети, учитель направляет работу в нужное русло и не даёт отойти от темы урока).

3. Важным моментом является форма общения учителя и ученика (сотворчество).

 4. Урок ведётся спокойно, доброжелательно, без замечаний.

 

5. Дети учатся задавать вопросы учителю и товарищам, выступать с докладами.

 

     6. Индивидуальная работа занимает большую часть урока.

 

7. Урок предусматривает вариативность материала, где всё взаимосвязано 

 

VII. Возможность тиражирования.

   Описание всех форм и приёмов, уроков с их использованием, фотографий с уроков, работы клубов, писем дежурной клуба Светланы к учащимся, членских билетов размещены на:

1. Личный сайт    https://sites.google.com/site/sirkina1969/

    личная страничка:  http://www.proshkolu.ru/user/syrkina1969/

2. Школьный сайт:  http:// www.school-yavas.ucoz.ru  

Категория: Работы учителей | Добавил: school-yavas
Просмотров: 2121 | Загрузок: 269 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта



Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz