МОУ "Явасская СОШ"Понедельник, 21.08.2017, 11:29

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [27]
Памяти Алексея Чиркова [10]
Летопись поселка [5]
Книга славы [23]
К 65-летию Великой Победы
Православное воспитание в школе [1]
Мордовия - спортивная держава [3]

Главная » Статьи » Мои статьи

Здоровьеформирующий потенциал содержания естественно-научного образования

Здоровьеформирующий потенциал содержания естественно – научного образования.

 

На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека, приобретают особое значение. С одной стороны, потому, что они являются «структурообразующими факторами социальности», с другой – потому, что мы должны немедленно восстановить адекватное отношение к ним у подрастающего у подрастающего поколения. Задумаемся, что лежит в основе таких страшных явлений нашей жизни, как особая жестокость подростков, которые собравшись в группы, утрачивают всякое ощущение ценности чужой жизни и здоровья, избивая  и убивая только за то, что кто- то не хочет отдать свой телефон, имеет не такой, как у них, цвет кожи, разрез глаз, говорит не на таком языке? Что лежит в основе чудовищного пренебрежения друг к другу на наших дорогах, вакханалий в ночные часы в спальных микрорайонах, огромные числа суицидов среди молодёжи? При кажущейся разнородности этих явлений их причина одна – отсутствие какого бы то ни было уважения к чужому и собственному здоровью, к чужой и своей жизни. Быть может, у этих выросших на компьютерных играх и западных боевиках людей утрачивается чувство реальности и осознание уникальности жизни, складывается иллюзорное ощущение, что у каждого человека, как у компьютерных героев, много жизней и, искалечив, или убив одного из них, или даже погибнув самому, можно начать все сначала?

Как привить иммунитет против этого заблуждения? Когда начинать эту работу? Думается, что в период младшего школьного возраста, когда ребёнок чувствителен к чужой боли, ищет родства с природой, любит растения и животных, тонко чувствует их красоту. Какие средства помогают сформировать у него потребность заботиться о собственном здоровье и здоровье других людей, вести здоровый образ жизни? На наш взгляд, искать ответы на эти вопросы нужно в арсенале традиционных для школы средств, имеющих огромный здоровьеформирующий потенциал. Среди них особо выделим содержание естественно – научного образования. Оно является тем полем, на котором выстраивается процесс формирования здорового образа жизни (ЗОЖ), взращивается личность и создаётся здоровьеформирующие образовательные технологии.

На протяжении всего дореволюционного, советского и постсоветского периодов изучение организма человека строилось на основе анатомо-морфологических подходов, носило ознакомительный характер, а этого, как показывает практика, недостаточно для актуализации санитарно гигиенических знаний. Наиболее ярко эколого-валеологическая направленность содержания образования выражена в современных учебных дисциплинах, составляющих предмет «окружающий мир», что находит отражение в формулировке целей и задач обучения, перечне требований к знаниям и умениям, которые предъявляются современными вариативными программами к учащимся начальной школы. Однако в настоящее время состояние здоровья детей показывает, что проблема здоровьесбережения ещё далека от решения.

Здоровьеформирующая среда школы – это совокупность условий, организуемых администрацией школы и педагогическим коллективом при обязательном участии учащихся и их родителей с целью обеспечения охраны  и укрепления здоровья школьников. Для создания такой среды в школе необходимо выполнение ряда условий: понимание всеми участниками  образовательного процесса необходимости укрепления здоровья школьников; благоприятное педагогическое и психологическое воздействие каждого учителя на своих учеников; обеспечение необходимого уровня грамотности школьников и педагогов по вопросам здоровья. Отсюда вытекает методический аспект проблемы, который состоит в активизации здоровьеформирующего потенциала традиционного образования, расширении возможностей естественно-научного образования в формировании ЗОЖ, создании факультативных курсов, ориентированных на формирование ЗОЖ, использовании специальных методов и приёмов преподавания, сочетании теоретических аспектов обучения с практической деятельностью детей.

Анализ образовательных стандартов, учебников и школьной практики показывает, что во многих современных учебно-методических комплектах для начальной школы тема «Человек и его здоровье» в курсе «Окружающий мир» занимает весьма скромное место. Работе над изучением этой важнейшей темы авторы программ отводят слишком мало учебного времени.

Ещё одна причина низкой эффективности изучения здоровьеформирующих тем в рамках этого школьного предмета состоит в отношении к ним учителей. Традиционно этот материал считается лёгким, менее важным, и педагог, обременённый заботой о подготовке детей к многочисленным тестам и срезам, стремится перераспределить учебное время не в пользу обучения здоровьесбережению. Кроме того, учителя часто не рассматривают процесс формирования знаний о ЗОЖ в единстве обучения, воспитания и развития, не всегда сами являются носителями здорового образа жизни. При обучении детей их основные усилия направлены на представление сведений информационно – ознакомительного уровня. Методические приёмы, широко используемые сегодня в начальном звене школы (словесное описание, заучивание правил и терминов, монологическое изложение учебного материала и т.д.), обусловливают одностороннее понимание здоровья и здорового образа жизни человека.

Таким образом, очевидно, что изучение темы «Человек и его здоровье» в курсе «Окружающий мир» нуждается в специальной поддержке. Связана эта поддержка, на наш взгляд, с более полной реализацией системного подхода в образовании. Можно выделить несколько её направлений.

Во-первых, это углубление связи курса «Окружающий мир» с другими общеобразовательными предметами федерального базисного учебного плана, и прежде всего с курсом «Физическая культура». Такая интеграция позволит активизировать предметные знания учащихся для оценки конкретных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью, определить способы выхода из них.

Во-вторых, это более эффективное использование регионального компонента, который до сих пор реализуется лишь в отдельных школах, да и то, как правило, по инициативе администрации либо в рамках научных исследований.

В-третьих, это дополнение содержания основного естественно – научного образования школьным компонентом в виде факультативных обобщающих, поддерживающих курсов с направленностью на формирование ЗОЖ.

Попытки разрешить проблемы здоровьесбережения школьников, предпринимаемые на протяжении многих лет, не приводят к желаемому результату, так как большая их часть рассматривает эти проблемы в информационном контексте. Современная валеология связывает эффективность укрепления здоровья детей сформированием мировоззренческой и социальной активности, развитием мотивационно-потребностной сферы, обусловливающей создание установки на ЗОЖ и воспитание ответственности за собственное здоровье, и здоровье близких людей. Однако эти аспекты проблемы на сегодняшний день в школьной практике наименее разработаны.

Предлагается выстроить систему, которая позволит выявить и активизировать здоровьеформирующий потенциал содержания естественно – научного образования младших школьников. Структурными компонентами этой системы выступали элементы образовательно-воспитательной среды. Их можно разделить на нескольких блоков.

1.Факторы, обеспечивающие экологическую комфортность условий обучения (природосообразная организация учебного процесса, соответствие пространства, в котором пребывает ребёнок, санитарно - гигиеническим нормам, наличие в нём аэрофито – модуля).

2.Факторы, обеспечивающие социальную комфортность (субъект-субъектные отношения в системе учитель-ученик, соблюдение принципов взаимного уважения в системах ученик-ученик, родитель-ученик.).

3.Интеграция федерального, регионального и школьного компонентов учебного плана.

4.Специальные технологии образовательного процесса, способствующие актуализации знаний, полученных в обучении.

5.Внеклассная работа с детьми.

6.Работа учителя с семьёй ребёнка.

Остановимся на описании школьного компонента, дополняющего содержание основного образования..

Детям были предложены интегрированные факультативные здоровьеформирующие курсы «Ты и здоровье», «Будь здоров». В качестве дидактической основы при их разработке выступили целевая направленность (формирование ценностного отношения к жизни и здоровью человека), функции в учебно-воспитательном процессе (мировоззренческая, образовательная, воспитывающая, развивающая), интеграция с ОБЖ, физической культурой и другими предметами (межпредметные связи, синхронизация программ, объединение тем).

Можно привести названия и основные элементы содержания разделов факультативного курса «Ты и твоё здоровье» для 3 курса.

В организации учебно-воспитательного процесса необходимо пойти по пути формирования соматического и психического статуса личности. Для этого создавалось:

а) оптимальные условия двигательного режима учащихся: подвижные перемены, динамические часы, музыкальные физические минутки на уроках, глазодвигательная гимнастика;

б) формировались навыки здоровьесберегающего поведения: заботливое отношение к одноклассникам, педагогам и родителям, исключающие травматизм игры на переменах и после занятий, осуждение привычки к курению и алкоголю.

Оздоровление классного помещения осуществлялось с помощью созданного в классе аэрофитомодуля – комплекса выделяющих фитонциды неприхотливых комнатных растений, направленно воздействующих на функциональное состояние дыхательной, нервной, иммунной системы человека. Взаимодействие с этим комплексом не только оздоравливает детей, но и мотивирует их практическую здоровьеформирующую деятельность, способствует накоплению знаний о приёмах самооздоровления.

В ходе преподавания факультативных курсов постоянно обращалось внимания на то, как можно разумно организовать свою жизнь, соблюдая режим дня, правила здорового питания, личной гигиены и т.д. На вопрос, нравятся ли учащимся «уроки здоровья», типичными ответами были: «Мне нравятся «уроки здоровья» потому что там рассказывают про мой организм и о том, какие привычки вредные». « На уроках можно узнать много интересного», «С помощью знаний, полученных на этом уроке, я могу вести здоровый образ жизни».

Хочется верить, что, научившись ценить и беречь своё здоровье, дети будут внимательнее относиться к окружающим их близким и даже незнакомым людям, никогда не пройдут мимо человека, попавшего в беду, и будут твёрдо убеждены в неприкосновенности чужого достоинства, комфорта и благополучия.

 

Волшебные правила здоровья

 

Соблюдать режим дня.

Соблюдать правила питания.

Соблюдать режим питания.

Совершать прогулки.

Заниматься спортом.

Беречь зрение, слух.

 

Использованная литература

 

1.Асмолов А.Г. Деятельность и установка М. Изд-во Моск. ун-та, 1979 г.

2.Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. Методика преподавания естествознания.     М.:Изд. центр «Академия», 2004 г.

3.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.: АРКТИ, 2005.

4.Э.А.Мулявина Здоровьеформирующий потенциал содержания естественно-научного образования. «Начальная школа», № 3 – 2007 г.

Категория: Мои статьи | Добавил: school-yavas (20.05.2009)
Просмотров: 1622 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта



Copyright MyCorp © 2017
Конструктор сайтов - uCoz